Арганізацыя харчавання ва ўстанове адукацыі

Графік прыёму ежы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

згарнуць

Рацыёны харчавання

Палажэнне аб арганізацыі работы савета па харчаванні

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Семёновичская базовая школа» Узденского района

__________ И.И.Калоша

__.__.20__

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации работы совета по питанию

в государственном учреждении образования

«Семёновичская базовая школа»

Узденского района

 

Настоящее положение разработано в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2019 №694 «Положение об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования» и определяет порядок организации работы данного совета по контролю за организацией питания детей и учащейся молодёжи.

В системе школьного питания реализуется принцип многоуровневого контроля качества питания, в том числе основная роль в организации и контроле за качеством питания отводится совету по питанию.

Ежегодно приказом ГУО «Семёновичская базовая школа» утверждается состав совета по питанию.

Совет состоит из 6 человек:

председатель Совета – директор учреждения  образования;

заместитель председателя совета по питанию - заместитель директора школы;

члены совета по питанию – председатель профсоюзного комитета;  ответственное лицо за организацию питания, члены родительского и попечительского советов

Совет по питанию осуществляет работу в соответствии с планом работы на год, утверждённым  на заседании совета по питанию. Совет по питанию проводит заседания один раз в квартал (по необходимости – 1 раз в месяц).

Совет по питанию осуществляет различные функции контроля по вопросам организации питания учащихся, следит за санитарным состоянием пищеблока и подсобных помещений, соблюдением личной гигиены сотрудников пищеблока, отслеживает правильность ведения нормативно - технологической документации, контролирует исправность технологического оборудования.

 Плановые посещения проводятся не менее 2–х раз в месяц, с последующим составлением справки.

Функции Совета по питанию:

  1. Контроль за выполнением примерного рациона питания, разнообразием блюд по дням недели.

Примерный рацион питания разрабатывается технологом и утверждается начальником управления по образованию, спорту и туризму и согласовывается с директором учреждения образования.

  1. Контроль за организацией рационального питания:

охват горячим питанием;

дифференциация питания по возрастным группам;

физиологическая полноценность рационов, одинаковость предлагаемых блюд в ассортименте на любой прием пищи;

строгий учет детей, нуждающихся в диетическом питании (с обязательным заключением врача УЗ «Узденская центральная районная больница»).

  1. Контроль работы пищеблока.

организация производственного процесса;

ведение документации;

санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, складских помещений;

режим мытья посуды;

наличие необходимого инвентаря, посуды, моющих и дезинфицирующих средств;

рабочее состояние холодильного и технологического оборудования, своевременная поверка весового оборудования с последующим пломбированием его и наличие заключительного акта;

соблюдение личной гигиены работниками пищеблока.

  1. Контроль за организацией снабжения продуктами питания пищеблока учреждения образования:

меры по снижению затрат на закупку пищевых продуктов и сырья, исключения посредников из системы обеспечения;

использование местных производственных ресурсов;

заключение договоров на прямые поставки продуктов питания;

принимаемые меры учреждением образования по удешевлению питания и улучшению его качества, заготовка  картофеля, плодоовощной продукции и по возможности переработка (засолка, закваска и др. виды переработки), согласно нормативной документации;

своевременность подачи заявок поваром согласно примерного рациона питания и их выполнение в полном объеме и ассортименте.      

  1. Контроль за качеством продуктов, условиями их хранения и сроками реализации:

соответствие качества продуктов, т.е. наличие документов, удостоверяющих качество продуктов с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, пищевой ценности.  В товаротранспортных накладных наличие сведений о содержании в продуктах радионуклидов, а в овощах и фруктах - о содержании нитратов. Наличие маркировочных ярлыков в каждом фасованном поставляемом товаре. Соблюдение условий хранения, сроков годности продуктов и товарного соседства.

  1. Контроль за закладкой продуктов при приготовлении пищи и выходом блюд:

осуществляется проверка закладки сырой продукции, выход готового блюда или изделия в соответствии с меню-раскладкой и технологической картой блюд;

контроль раздачи пищи, температура блюда и время его подачи.

  1. Контроль за соблюдением ключевых технологических операций  при приготовлении пищи: выдерживается ли температурный режим, правильность холодной обработки сырья, продолжительность тепловой обработки, проходит ли сырье требуемую технологическую обработку и т.д.
  2. Контроль за доброкачественностью пищи:

данный контроль осуществляется на всех стадиях ее приготовления и заканчивается снятием проб. Контроль осуществляется на основе органолептического анализа отпускаемых на реализацию блюд. Соблюдение температурного режима подачи готовых блюд;

соблюдение графика приема пищи детьми.

Помимо контрольных функций Совет по питанию проводит работу по пропаганде здорового образа жизни и основ рационального питания. Помогает решать организационные вопросы по приобретению холодильного и технологического оборудования для пищеблока, приобретению нормативно-технологической документации и методических рекомендаций.

  1. Ведение документации.

Совет по питанию ведет следующую документацию:

приказ на утверждение состава Совета по питанию;

план работы Совета на учебный год;

протоколы заседаний Совета;

справки по проверке  организации питания, анализа организации питания детей;

графики по организации процесса питания и контроля за питанием;

материального контроля за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц;

методические разработки, памятки и рекомендации для педагогов, учащихся и родителей.

 

Заместитель директора        ____________           ______________________

 

згарнуць

План работы савета па харчаванні

                                                                               УТВЕРЖДЕНО

                                                                  Протокол заседания совета по              

                                                    питанию ГУО «Семеновичская

                                                     базовая школа»                      

                                  от 25.08.2023 №1

                                                                     

План работы совета по питанию

государственного учреждения образования

«Семёновичская  базовая школа»

на 2023/2024 учебный год

Цель: обеспечение качественным питанием обучающихся, создание условий, которые содействуют укреплению здоровья, формированию правильного, здорового и культурного питания.

Задачи: обеспечить качественное сбалансированное питание обучающихся;

осуществлять работу по пропаганде здорового образа жизни                       и основах рационального питания среди обучающихся и законных представителей;

содействовать формированию у обучающихся необходимости                   в правильном и культурном питании как неотъемлимой части сохранения и укрепления здоровья.

 

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

Отметка

 о выполнении

1. Заседания Совета по питанию

1

1.1.Об итогах работы совета по контролю за организацией питания в 2022/2023 учебном году и утверждение плана работы савета на 2023/2024 учебный год.

 август

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

 председатель совета по питанию

 

 

 

1.2. Выборы совета по питанию.

председатель совета по питанию

 

1.3. О внедрении нового принципа питания обучающихся в 2023/2024 учебном году (согласно методическим рекомендациям).

ответственный за организацию питания

 

 

1.4. Об организации  питания для льготной категории учащихся

 

заместитель председателя совета по питанию 

 

2.

2.1. О результатах контроля за соблюдением санитарных и эпидемиологических норм в помещениях пищеблока и обеденном зале.

председатель совета по питанию

 

 

2.2. О результатах контроля качества поступления  сырья, продуктов питания, наличие документов, свидетельствующих о качестве продукции.

заместитель председателя совета по питанию

 

2.3. Об организации питьевого режима.

  председатель совета по питанию

 

 2.4. О  выполнении натуральных и денежных норм питания учащихся, посещающих группу продленного дня.

заместитель

председателя совета по питанию

 

 

2.5.  О результатах контроля выполнения учащимися гигиеничных требований во время приема пищи.

 ответственный за организацию питания

 

 

2.6. О выполнении режима мытья посуды ручным способом.

заместитель председателя совета по питанию

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Об условиях хранения и реализации скоропортящихся продуктов питания на пищеблоке.

 февраль

председатель совета по питанию

 

 

3.2. Об обеспечении пищеблока технологическим  и холодильным оборудованием, его техническом сотоянии.

заместитель председателя совета по питанию

 

 

3.3. О  результатах контроля соответствия фактического меню примерному двухнедель-ному меню в части сохранения объемов порций.

заместитель председателя совета по питанию

 

 

 3.4. О витаминизации блюд.

ответственный за организацию питания

 

3.5. О результатах  контроля

выполнения примерных двухнедельных рационов питания

заместитель председателя совета по питанию

 

3.6. О работе бракеражной комиссии.

председатель совета по питанию

4.

4.1. О  результатах контроля за вложением продуктов питания и выходом готовых блюд.

 май

 

председатель совета по питанию

 

 

4.2.О сохранении поточности технологического процесса при приготовлении блюд.

заместитель председателя совета по питанию

 

4.3. О результатах контроля за выполнением общих санитарно -эпидемиологических меропри-ятий работниками столовой.

ответственный за организацию питания

 

4.4. О подготовке пищеблока к работе во время оздорови-тельной кампании.

начальник оздоровительного лагеря  

 

4.5. О  планируемых ремонтных работах, работах по укреплении материально - технической базы пищеблока в рамках подготовки учреждения образования к новому учебному году.

председатель

совета по питанию

 

 

 

4.6. О выполнении требований к ведению документации по организации горячего питания в учреждении образования.

заместитель председателя совета по питанию

 

2. Контроль за   обеспечением  рационального питания учеников

2.1

    О внедрении нового принципа питания обучающихся в 2023/2024 учебном году (согласно методическим рекомендациям).

   Об организации  питания для льготной категории учащихся.

сентябрь

 ответственный за организацию питания

 

 

заместитель председателя совета  по питанию

 

2.2

    О результатах контроля за соблюдением санитарных и эпидемиологических норм в помещениях пищеблока и обеденном зале.

  О результатах контроля качества поступления  сырья, продуктов питания, наличие документов,свидетельствующих о качестве продукции.

октябрь

 председатель совета по питанию

 

 

заместитель председателя по питанию

 

 

 

2.3

     О результатах контроля выполнения учащимися гигиеничных требований во время приема пищи.

    О выполнении режима мытья посуды ручным способом.

ноябрь

председатель совета по питанию

 

 

заместитель председателя совета по питанию

 

2.4

     Об условиях хранения и реализации скоропортящихся продуктов питания на пищеблоке.

    Об обеспечении пищеблока технологическим  и холодильным оборудованием, его техническом сотоянии.

декабрь

председатель совета по питанию

 

 

заместитель председателя совета

 

2.5.

     О  результатах контроля соответствия фактического меню примерному двухнедель-ному меню в части сохранения объемов порций.

     О витаминизации блюд.

январь

  заместитель председателя Совета  по питанию

 

 ответственный за организацию питания

 

2.6

     О результатах  контроля

выполнения примерных двухнедельных рационов питания.

      О работе бракеражной комиссии.

февраль

 заместитель председателя совета по питанию

председатель совета по питанию

 

 

2.7

     О  результатах контроля за вложением продуктов питания и выходом готовых блюд.

     О сохранении поточности технологического процессу при приготовлении блюд.

март

председатель совета по питанию

заместитель председателя совета по питанию

 

 

2.8

     О результатах контроля за выполнением общих санитарно -эпидемиологических меропри-ятий работниками столовой

     О подготовке пищеблока к работе во время оздорови-тельной компании.

 

апрель

 ответственгный за организацию питания

 

 начальник оздоровительного лагеря

 

2.9

    О  планируемых ремонтных работах, работах по укреплении материально – технической базы пищеблока в рамках подготовки учреждения образования к новому учебному году.

    О выполнении требований к ведению документации по организации горячего питания в учреждении образования.

 

май

 председатель совета по питанию

 

 

 

заместитель председателя совета по питанию

 

 

2. Сотрудничество с поставщиками продуктов питания

2.1.

Проведение контроля за качеством поставляемых про-дуктов, соблюдением сроков реализации и соответствием прилагаемым накладным.

при поступлении сырья и продуктов питания

члены Совета по питанию

 

2.2.

Заготовка овощей и  яблок.

 

 

 

октябрь

председатель совета по питанию

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сотрудничество с законными представителями учащихся 

3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.

Совместный контроль за организацией питания на пищеблоке

(контроль за работой пищеблока, проверка закладки  и выхода готовой  продукции, пробы, контрольные порции).

постоянно

 

 

 

 

 

 

 

 

представитель родительской общественности в совете по питанию

 председатель совета  по питанию

 

Совместный контроль за организацией питания: соблюдение графика приёма пищи, сервировка стола, работа по освоению культурно - гигие-нических навыков.

постоянно

члены совета по питанию

 

3.3.

Анкетирование родителей по вопросам организации питания в учреждении образования «Школьное питание: плюсы и минусы»

октябрь

декабрь

апрель

члены совета по питанию

 

3.4.

 Смотр - конкурс «Азбука здорового питания»

 

ноябрь

 классные руководители

 

3.5.

Мастер - класс «Здоровое питание»

ноябрь

законные представители учащихся

 

3.6.

Презентация мультимедиапроектов «Мы за здоровое питание»

апрель

классные руководители

 

3.5.

Родительский лекторий «Рациональное питание наших детей – залог их здоровья»

«Режим питания наших детей»

«Формирование здоровых привычек в питании»

 

октябрь

 

 

февраль

 

май

члены совета по питанию

 

4. Работа по пропоганде здорового питания, воспитание культуры питания учащихся

4.1.

 Неделя здоровья

 

апрель

классные руководители

 

4.2.

Выпуск буклета

«Культура приёма пищи, традиции и современность»

март

члены Совета по питанию

 

4.3.

Таблица витаминов в классном уголке

октябрь

классные руководители

 

4.4.

Анкетирование учащихся по организации питания в школьной столовой

октябрь

декабрь

май

члены Совета по питанию

 

           

 

 

Заместитель председателя

совета по питанию                               ____________          _______________

згарнуць

Палажэнне аб арганізацыі работы бракеражнай камісіі

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Семёновичская базовая школа» Узденского района

__________ И.И.Калоша

__.__.20__

 

Положение

по организации работы бракеражной комиссии

государственного учреждения образования

«Семёновичская базовая школа»

Узденского района

Настоящее положение разработано в соответствии  с Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь  от 12 сентября 2008 г. № 36 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения бракеража блюд и изделий в торговых объектах общественного питания» и определяет порядок работы данной комиссии по контролю за качеством готовой пищи в учреждении образования.

  1. Ответственность за качество выпускаемой продукции в учреждении образования несёт директор учреждения образования.
  2. Повседневный контроль качества выпускаемой продукции в учреждении осуществляет бракеражная комиссия. В состав бракеражной комиссии входят: заместитель директора учреждения образования, дежурный учитель, повар. В случае отсутствия одного из членов бракеражной комиссии в состав входит директор. Бракеражная комиссия утверждается приказом руководителя учреждения образования.
  3. Бракеражная комиссия в своей деятельности руководствуется требованиями, определёнными нормативно - технической документации  к качеству сырья и готовых блюд и изделий.
  4. Бракеражная комиссия осуществляет проверку закладки сырой продукции, каждой партии готовых блюд, изделий, полуфабрикатов до начала их реализации.
  5. При контроле качества готовой продукции бракеражная комиссия должна обращать внимание на соответствие холодной обработки сырья, с учётом его вида и физического состояния, требования действующей нормативно - технологической документации, на соблюдение в соответствии с требованиями Сборника рецептур, технологических карт и т.д., правильности ведения технологического процесса (температуры и времени), последовательности тепловой обработки, закладки сырья.
  6. Бракеражная комиссия определяет фактический вес штучных изделий, полуфабрикатов и отдельных компонентов.
  7. Проводит органолептическую оценку качества каждой партии выпускаемой продукции в соответствии с правилами органолептики          и технологических карт.
  8. После проверки качества готовых блюд бракеражная комиссия проверяет на раздаче правильность хранения пищи, температуру их отпуска.
  9. Если при органолептической оценке блюда хотя бы один из показателей не соответствует требованиям, установленным в рецептуре, то блюдо бракуется и снимается с реализации.
  10. Каждая группа и вид блюда имеет специфические свойства и соответствующий им показатель.

     Для мясных и рыбных блюд – это вкус, запахи, консистенция.

При определении качества салатов и овощных закусок следует обратить внимание на цвет и внешний вид овощей, свидетельствующие  о правильности хранения и технологической обработки.

Основным показателем определения качества супов является вкус. В заправочных супах, в состав которых входит мучная пассировка, жидкая часть должна быть не расслоившаяся, слегка сгущённая, без комков заварившейся муки. Для прозрачных супов основное значение имеет цвет бульона, его прозрачность и консистенция гарниров, продукты которых должны быть мягкими, но сохранившими форму.

  1. Учреждение образования имеет бракеражный журнал установленной формы.
  2. В бракеражном журнале записывается выполнение меню (выход готового блюда или изделия), оценивается доброкачественность приготовленной продукции (доброк.) и соответствие правильности кулинарной обработки (соответ.), готовность блюда и разрешение  на выдачу. При выявлении нарушений блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков, о чём производиться соответствующая запись.

 13.Записи в бракеражном журнале заверяются тремя подписями членов бракеражной комиссии за каждый приём пищи. Ответственность за ведение бракеражного журнала несут все члены бракеражной комиссии.

  1. Все нарушения технологии приготовления пищи обсуждаются с работниками пищеблока в ходе проведения бракеража. Лица, допустившие нарушения норм закладки продуктов, технологии, брак в приготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Заместитель директора            ______________      ________________                                     

 

 

 

 

 

 

згарнуць

Комплексная сістэма мер, накіраваная на прапаганду здаровага харчавання і фарміраванне правільных харчовых паводзін навучэнцаў

У ДЗЯРЖАЎНАЙ УСТАНОВЕ АДУКАЦЫІ "СЯМЁНАВІЦКАЯ БАЗАВАЯ ШКОЛА" УЗДЗЕНСКАГА РАЁНА

 

  1. Пояснительная записка

Совершенствование системы питания детей                                                                  в общеобразовательных учреждениях сегодня является одним из важных направлений образовательного процесса, так как она напрямую связана             с сохранением здоровья подрастающего поколения и решением задач демографической политики. Полноценное, рациональное питание детей школьного возраста – необходимое условие, обеспечивающее нормальный процесс роста и развития организма, его устойчивости                         к инфекциям, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте.

Особая роль в этом отношении принадлежит регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами: витаминами и минеральными веществами.  Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро- и микроэлементов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает сопротивляемость различным заболеваниям, повышает чувствительность организма к воздействию радиации, усиливает отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса. Таким образом, если говорить           об отношении к питанию  с точки зрения здоровья, то необходимо говорить, прежде  всего,  о  рациональном   сбалансированном  питании.

 

   Принципы рационального сбалансированного питания:

 адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергетическим затратам ребенка.

 сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры                        и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

 максимальное разнообразие рациона.

Актуальность вопроса обусловлена, прежде всего, общим ослаблением состояния здоровья и ростом хронической патологии                             у детей и подростков. Среди многих  причин  ухудшения здоровья детей (несвоевременное питание учащихся,  нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов; несоблюдение режима дня; частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений; однообразное питание; еда всухомятку; употребление некачественных продуктов; малоподвижный образ жизни; вредные привычки, постоянный недостаток витаминов  в наших природных условиях, отсутствие навыков здорового питания и образа жизни в целом у детей и родителей, несерьезное отношение к своему здоровью со стороны детей и родителей) можно отметить одну                                   из главных:  нерациональное, неполноценное питание. Часто и родители,                  и учащиеся относятся к этой проблеме несерьезно, между тем как питание оказывает самое непосредственное влияние на формирование  растущего организма и сохранение его здоровья. В чем это выражается?

Влияние питания на формирование  здоровья школьников:

пища единственный усвояемый источник энергии;

пища единственный источник пластического материала;

пища является поставщиком широкого круга экзогенных регуляторов метаболизма.

Питание должно обеспечивать детей и подростков необходимой                      им энергией и всей суммой заменимых, условно-незаменимых                                           и незаменимых пищевых веществ в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями, состоянием здоровья, физического                   и психического  развития.

 

  1. Цель и задачи Комплексной системы мер:

 

Цель:      формирование у детей и подростков, а также их родителей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Задачи:

формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как   одной   из   важнейших человеческих ценностей,   формирование  готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

формирование у дошкольников  и  школьников  знаний   о   правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья,                    а также готовности соблюдать эти правила;

освоение детьми и подростками   практических навыков рационального питания;

развитие творческих способностей и кругозора у детей                                        и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно   взаимодействовать со   сверстниками   и   взрослыми                               в процессе решения проблемы;

просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

  1. Содержание и механизм реализации.

     Комплексная система мер направлена на формирование                                у учащихся представлений об основах здорового питания и готовности вести здоровый образ жизни.

Механизм реализации определяет взаимосвязанный комплекс мероприятий, направленных на решение цели и задач, определяемых Комплексной системой мер.

Комплексная система мер предусматривает проведение широкой разъяснительной и профилактической работы среди учащихся и их родителей, введение в учебно-воспитательный процесс различных мероприятий, способствующих формированию культуры питания                             и осознанию роли здорового питания в жизни человека.

Комплексная система мер предполагает  разнообразные формы                        и методы ее реализации, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающие непосредственное участие детей, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными, при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы, творческие, исследовательские работы.

        Обязательной формой работы с учащимися являются  тематические часы общения, так называемые «Уроки здорового питания».  Тематика уроков охватывает различные аспекты рационального питания:

  • «Рациональное питание- часть здорового образа жизни»
  • «Зачем человек ест?»
  • «Зачем человеку белки, жиры, углеводы?»
  • «Сколько соли в нашей пищи?»
  • «Какой хлеб лучше?»
  • «Почему картофель называют вторым хлебом?»
  • « О чем говорят: «Это хлеб будущего?»
  • «В овощах силы велики»
  • «За ягодами пойдешь – здоровье найдешь»
  • «Знакомые незнакомцы… О бананах, ананасах, грейпфруте и многом другом…»
  • «Чем полезны морские водоросли?»
  • «Деликатесы моря»
  • «Можно ли прожить без мяса?»
  • «Сколько нужно есть?»
  • «Роль и место растительных продуктов в питании человека»
  • «Правильное сочетание пищевых продуктов»
  • «Режим питания»
  • «Здоровые привычки в питании»
  • «Твой рацион – это ты!»
  • «Что такое рациональное питание?»
  • «Из чего состоит наша пища»
  • Энергия пищи»
  • «Питаться нужно не только вкусно, но и правильно»
  • «Формула правильного питания»
  • «Что нужно есть в разное время года»
  • «Продукты разные нужны, продукты разные важны»
  • «Самые полезные продукты»
  • «Где найти витамины весной»
  • «Витамины - наше здоровье»
  • «Что вкусно, а что полезно?»
  • «Значение воды в обмене веществ?»
  • «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»
  • «Плох обед, если хлеба нет»
  • «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»
  • «Как правильно есть»,
  • «Полдник. Время есть булочки»,
  • «Пора ужинать»
  • «Молоко и молочные продукты»
  • «Азбука вкусных лекарств»
  • «О пользе и вреде диет»
  • «Насколько полезно мое любимое блюдо?»
  • «Биологические ритмы организма и прием пищи»
  • «Диета и здоровье. Физиология правильного питания»
  • «Почему нельзя употреблять слишком горячую и слишком холодную пищу?»
  • «Чем полезны каши» и др.

 

Комплексная система мер предполагает   вариативность способов ее  реализации:  в рамках учебных программ по биологии, химии, физическая культура и здоровье, “Основы безопасности жизнедеятельности», «Человек и мир», трудовое обучение;  внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий).  Классный руководитель, реализующий  программу с учащимися класса, сам выстраивает систему «Уроков здорового питания», а также других форм работы  в соответствии с возрастными, физиологическими, психологическими особенностями учащихся, их  представлениями                         о здоровом питании, интересами, учетом важности конкретной темы                 для учащихся данного класса.

 Темы для родительских лекториев:

«Рациональное питание наших детей – залог их здоровья».

«Режим питания наших детей. Советы врачей и диетологов».

«Формирование здоровых привычек в питании моего ребенка»

«Как уберечь ребенка от заболеваний желудочно-кишечного тракта» и др.

Для реализации программы разрабатываются методические  материалы  (рекомендации, содержащие  данные  научных исследований в области   питания детей и подростков;  разработки часов общения,  внеклассных мероприятий,  родительских лекториев).

 

  1. Система мероприятий

по реализации комплексной системы мер

 

п\п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

I. Создание условий, необходимых для организации мероприятий, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся

1.1

Изучение нормативных документов по гигиеническим требованиям к организации горячего питания детей и подростков.

август, сентябрь

ежегодно

Директор

ответственный за организацию питания

1.2

Организация работы бракеражной комиссии

сентябрь

ежегодно

Директор

члены бракеражной комиссии

1.3

Организация  работы по обеспечению  горячим питанием обучающихся льготной категории

постоянно

Члены комиссии по организации бесплатного питания

1.4

Совещание при директоре «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся»

один раз в четверть

Директор учреждения образования

1.5

Организация пропаганды здорового питания через методические объединения учителей

в течение периода действия

Руководители методических объединений

1.6

Исследование уровня знаний обучающихся о здоровом питании.

в течение периода действия

Классные руководители

1.7

Разработка дневного и на его основе примерного двухнедельного меню с учетом вкусовых предпочтений по результатам анкетирования родителей и учащихся.

в течение периода действия

Технолог ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций»

1.8

Развитие материально-технической базы школьной столовой и улучшение её санитарного состояния

в течение периода действия

Директор учреждения образования

1.9

Организация работы по эстетическому оформлению обеденного зала и блюд.

в течение периода действия

Ответственный за организацию питания

2.    Формирование культуры и навыков здорового питания у учащихся, посредством  знаний   о   правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья

 

2.1

Обучение учащихся основам здорового питания в рамках реализации учебных программ по биологии, химии, технологии

 

в течение периода действия

Заместитель

директора, учителя-предметники

2.2

Обучение учащихся основам  здорового питания  и привитие культуры правильного питания через разработанную система классных часов, часов общения «Уроки здорового питания» (см. предложенные темы)  

 

в течение  периода действия

Классные руководители

 УЗ «Узденская районная больница»

2.3

Проведение «Недели здоровья»

 

 

апрель

ежегодно

Заместитель директора

Классные руководители

 

2.4

Встречи с представителями

УЗ «Узденская районная больница»

 

 

в течение периода действия

Заместитель директора

Классные руководители

Медицинский работник УЗ

2.5

Проведение смотров-конкурсов:

стенгазет, буклетов, листков здоровья, рисунков   по теме: «Азбука здорового питания»;

на лучшую творческую работу (сочинения, рассказ о культуре и значении питания в жизни человека)

 

ноябрь ежегодно

 

 

Заместиитель директора учреждения образования

Классные руководители

 

2.6

Оформление «Уголков здоровья» с информацией о режиме, культуре и сбалансированности питания

 

в течение периода действия

Классные руководители

2.7

Презентация  мультимедиапроектов  по теме «Мы за здоровое питание!»

апрель

ежегодно

Заместитель директора

Классные руководители

2.8

Организация факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» (I-IV классы)

в течение учебного года

Учитель 2 - го класса

2.9

Проведение мастер-классов «Белорусская кухня»

декабрь

ежегодно

Педагог - организатор

классные руководители

 

3.    Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков, повышение их роли в формировании у детей привычки правильного питания.

 

3.1

Организация работы родительского лектория по основам и правилам здорового питания и культуре питания для родителей обучающихся

в течение периода действия

Заместитель директора

Классные руководители

Медицинский работник УЗ

3.2

 

 

 

 

 

Стенд «Здоровое питание», с информацией о режиме, культуре и сбалансированности питания детей.

в течение периода действия

Заместитель директора

 

3.3

Анкетирование родителей по выяснению вкусовых предпочтений учащихся

октябрь

май

ежегодно

Классные руководители

3.4

Мастер-классы «Здоровое питание»

ноябрь

апрель

ежегодно

Законные представители учащихся

3.5

Классные родительские собрания «Воспитание пищевой культуры детей»

в течение периода действия

Классные руководители

3.6

Взаимодействие с родителями посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате при проведении родительских собраний по вопросам питания детей.

В течение  периода действия

Классные руководители

Медицинский работник УЗ

IV. Информационное сопровождение.

Контрольно-аналитическая деятельность

4.1

Проведение мониторинга удовлетворенности учащихся школьным питанием (анкетный опрос обучающихся и их родителей по вопросам качества предоставляемого питания, вкусовых предпочтений обучающихся и др. посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате при проведении родительских собраний

в течение периода действия

Ответственный за организацию питания

4.2

Размещение на сайте учреждения образования информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальную нормативную правовую и другую документацию, касающуюся вопросов организации питания.

в течение периода действия

Ответственные за наполняемость и содержание сайта

4.3

Педагогический совет «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся»

август

ежегодно

Директор учреждения образования

4.4

Совещание при директоре «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся»

Один раз в квартал

Директор учреждения образования

4.5

Оформление стендов «Здоровое питание»

Сентябрь

ежегодно

Заместитель директора

4.6

Выставки книг в библиотеке «Формула здорового питания», «Кухни разных народов»

В течение периода действия

Библиотекарь

 

  1. Управление реализацией Комплексной системы мер, контроль

Контроль за ходом исполнения Комплексной системы мер  руководством учреждения образования

Текущий контроль за реализацией Комплексной системы мер:

Отчет о реализации Комплексной системы мер  на совещании при  директоре  – 1 раз в четверть  в течение всего периода реализации программы;

Итоговый контроль:

Отчет о результатах выполнения Комплексной системы мер, проблемах и перспективах дальнейшего развития – август 2024 года 

Предполагаемые результаты:

 повышение  уровня культуры и сформированные  навыки здорового питания учащихся; формирование у детей  позитивного отношения к укреплению здоровья на основе освоения принципов рационального питания;

 повышение  уровня знаний родителей   по вопросам организации здорового питания, обеспечивающего  нормальный процесс роста и развития  детского организма,  и как результат -  рост родительской активности  в формировании культуры питания  своих детей,  осознании ими   роли здорового питания в жизни  своих детей.

 обеспечение благоприятных условий для организации режима дня для детей;

сокращение количества отходов в школьной столовой.

 

 

 

 

 

згарнуць

Предоставление бесплатного питания обучающимся регламентируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Необходимый пакет документов предоставляется в комиссию по освобождению от оплаты за питание не позднее 31 августа
разгарнуць