У ДЗЯРЖАЎНАЙ УСТАНОВЕ АДУКАЦЫІ "СЯМЁНАВІЦКАЯ БАЗАВАЯ ШКОЛА" УЗДЗЕНСКАГА РАЁНА
- Пояснительная записка
Совершенствование системы питания детей в общеобразовательных учреждениях сегодня является одним из важных направлений образовательного процесса, так как она напрямую связана с сохранением здоровья подрастающего поколения и решением задач демографической политики. Полноценное, рациональное питание детей школьного возраста – необходимое условие, обеспечивающее нормальный процесс роста и развития организма, его устойчивости к инфекциям, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте.
Особая роль в этом отношении принадлежит регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами: витаминами и минеральными веществами. Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро- и микроэлементов в детском и юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижает сопротивляемость различным заболеваниям, повышает чувствительность организма к воздействию радиации, усиливает отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса. Таким образом, если говорить об отношении к питанию с точки зрения здоровья, то необходимо говорить, прежде всего, о рациональном сбалансированном питании.
Принципы рационального сбалансированного питания:
адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергетическим затратам ребенка.
сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
максимальное разнообразие рациона.
Актуальность вопроса обусловлена, прежде всего, общим ослаблением состояния здоровья и ростом хронической патологии у детей и подростков. Среди многих причин ухудшения здоровья детей (несвоевременное питание учащихся, нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов; несоблюдение режима дня; частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений; однообразное питание; еда всухомятку; употребление некачественных продуктов; малоподвижный образ жизни; вредные привычки, постоянный недостаток витаминов в наших природных условиях, отсутствие навыков здорового питания и образа жизни в целом у детей и родителей, несерьезное отношение к своему здоровью со стороны детей и родителей) можно отметить одну из главных: нерациональное, неполноценное питание. Часто и родители, и учащиеся относятся к этой проблеме несерьезно, между тем как питание оказывает самое непосредственное влияние на формирование растущего организма и сохранение его здоровья. В чем это выражается?
Влияние питания на формирование здоровья школьников:
пища единственный усвояемый источник энергии;
пища единственный источник пластического материала;
пища является поставщиком широкого круга экзогенных регуляторов метаболизма.
Питание должно обеспечивать детей и подростков необходимой им энергией и всей суммой заменимых, условно-незаменимых и незаменимых пищевых веществ в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями, состоянием здоровья, физического и психического развития.
- Цель и задачи Комплексной системы мер:
Цель: формирование у детей и подростков, а также их родителей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
- Содержание и механизм реализации.
Комплексная система мер направлена на формирование у учащихся представлений об основах здорового питания и готовности вести здоровый образ жизни.
Механизм реализации определяет взаимосвязанный комплекс мероприятий, направленных на решение цели и задач, определяемых Комплексной системой мер.
Комплексная система мер предусматривает проведение широкой разъяснительной и профилактической работы среди учащихся и их родителей, введение в учебно-воспитательный процесс различных мероприятий, способствующих формированию культуры питания и осознанию роли здорового питания в жизни человека.
Комплексная система мер предполагает разнообразные формы и методы ее реализации, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающие непосредственное участие детей, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Наиболее распространенными, при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы, творческие, исследовательские работы.
Обязательной формой работы с учащимися являются тематические часы общения, так называемые «Уроки здорового питания». Тематика уроков охватывает различные аспекты рационального питания:
- «Рациональное питание- часть здорового образа жизни»
- «Зачем человек ест?»
- «Зачем человеку белки, жиры, углеводы?»
- «Сколько соли в нашей пищи?»
- «Какой хлеб лучше?»
- «Почему картофель называют вторым хлебом?»
- « О чем говорят: «Это хлеб будущего?»
- «В овощах силы велики»
- «За ягодами пойдешь – здоровье найдешь»
- «Знакомые незнакомцы… О бананах, ананасах, грейпфруте и многом другом…»
- «Чем полезны морские водоросли?»
- «Деликатесы моря»
- «Можно ли прожить без мяса?»
- «Сколько нужно есть?»
- «Роль и место растительных продуктов в питании человека»
- «Правильное сочетание пищевых продуктов»
- «Режим питания»
- «Здоровые привычки в питании»
- «Твой рацион – это ты!»
- «Что такое рациональное питание?»
- «Из чего состоит наша пища»
- Энергия пищи»
- «Питаться нужно не только вкусно, но и правильно»
- «Формула правильного питания»
- «Что нужно есть в разное время года»
- «Продукты разные нужны, продукты разные важны»
- «Самые полезные продукты»
- «Где найти витамины весной»
- «Витамины - наше здоровье»
- «Что вкусно, а что полезно?»
- «Значение воды в обмене веществ?»
- «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»
- «Плох обед, если хлеба нет»
- «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»
- «Как правильно есть»,
- «Полдник. Время есть булочки»,
- «Пора ужинать»
- «Молоко и молочные продукты»
- «Азбука вкусных лекарств»
- «О пользе и вреде диет»
- «Насколько полезно мое любимое блюдо?»
- «Биологические ритмы организма и прием пищи»
- «Диета и здоровье. Физиология правильного питания»
- «Почему нельзя употреблять слишком горячую и слишком холодную пищу?»
- «Чем полезны каши» и др.
Комплексная система мер предполагает вариативность способов ее реализации: в рамках учебных программ по биологии, химии, физическая культура и здоровье, “Основы безопасности жизнедеятельности», «Человек и мир», трудовое обучение; внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий). Классный руководитель, реализующий программу с учащимися класса, сам выстраивает систему «Уроков здорового питания», а также других форм работы в соответствии с возрастными, физиологическими, психологическими особенностями учащихся, их представлениями о здоровом питании, интересами, учетом важности конкретной темы для учащихся данного класса.
Темы для родительских лекториев:
«Рациональное питание наших детей – залог их здоровья».
«Режим питания наших детей. Советы врачей и диетологов».
«Формирование здоровых привычек в питании моего ребенка»
«Как уберечь ребенка от заболеваний желудочно-кишечного тракта» и др.
Для реализации программы разрабатываются методические материалы (рекомендации, содержащие данные научных исследований в области питания детей и подростков; разработки часов общения, внеклассных мероприятий, родительских лекториев).
- Система мероприятий
по реализации комплексной системы мер
п\п
|
Мероприятия
|
Срок исполнения
|
Исполнители
|
I. Создание условий, необходимых для организации мероприятий, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся
|
1.1
|
Изучение нормативных документов по гигиеническим требованиям к организации горячего питания детей и подростков.
|
август, сентябрь
ежегодно
|
Директор
ответственный за организацию питания
|
1.2
|
Организация работы бракеражной комиссии
|
сентябрь
ежегодно
|
Директор
члены бракеражной комиссии
|
1.3
|
Организация работы по обеспечению горячим питанием обучающихся льготной категории
|
постоянно
|
Члены комиссии по организации бесплатного питания
|
1.4
|
Совещание при директоре «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся»
|
один раз в четверть
|
Директор учреждения образования
|
1.5
|
Организация пропаганды здорового питания через методические объединения учителей
|
в течение периода действия
|
Руководители методических объединений
|
1.6
|
Исследование уровня знаний обучающихся о здоровом питании.
|
в течение периода действия
|
Классные руководители
|
1.7
|
Разработка дневного и на его основе примерного двухнедельного меню с учетом вкусовых предпочтений по результатам анкетирования родителей и учащихся.
|
в течение периода действия
|
Технолог ГУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций»
|
1.8
|
Развитие материально-технической базы школьной столовой и улучшение её санитарного состояния
|
в течение периода действия
|
Директор учреждения образования
|
1.9
|
Организация работы по эстетическому оформлению обеденного зала и блюд.
|
в течение периода действия
|
Ответственный за организацию питания
|
2. Формирование культуры и навыков здорового питания у учащихся, посредством знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья
|
2.1
|
Обучение учащихся основам здорового питания в рамках реализации учебных программ по биологии, химии, технологии
|
в течение периода действия
|
Заместитель
директора, учителя-предметники
|
2.2
|
Обучение учащихся основам здорового питания и привитие культуры правильного питания через разработанную система классных часов, часов общения «Уроки здорового питания» (см. предложенные темы)
|
в течение периода действия
|
Классные руководители
УЗ «Узденская районная больница»
|
2.3
|
Проведение «Недели здоровья»
|
апрель
ежегодно
|
Заместитель директора
Классные руководители
|
2.4
|
Встречи с представителями
УЗ «Узденская районная больница»
|
в течение периода действия
|
Заместитель директора
Классные руководители
Медицинский работник УЗ
|
2.5
|
Проведение смотров-конкурсов:
стенгазет, буклетов, листков здоровья, рисунков по теме: «Азбука здорового питания»;
на лучшую творческую работу (сочинения, рассказ о культуре и значении питания в жизни человека)
|
ноябрь ежегодно
|
Заместиитель директора учреждения образования
Классные руководители
|
2.6
|
Оформление «Уголков здоровья» с информацией о режиме, культуре и сбалансированности питания
|
в течение периода действия
|
Классные руководители
|
2.7
|
Презентация мультимедиапроектов по теме «Мы за здоровое питание!»
|
апрель
ежегодно
|
Заместитель директора
Классные руководители
|
2.8
|
Организация факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания» (I-IV классы)
|
в течение учебного года
|
Учитель 2 - го класса
|
2.9
|
Проведение мастер-классов «Белорусская кухня»
|
декабрь
ежегодно
|
Педагог - организатор
классные руководители
|
3. Просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков, повышение их роли в формировании у детей привычки правильного питания.
|
3.1
|
Организация работы родительского лектория по основам и правилам здорового питания и культуре питания для родителей обучающихся
|
в течение периода действия
|
Заместитель директора
Классные руководители
Медицинский работник УЗ
|
3.2
|
Стенд «Здоровое питание», с информацией о режиме, культуре и сбалансированности питания детей.
|
в течение периода действия
|
Заместитель директора
|
3.3
|
Анкетирование родителей по выяснению вкусовых предпочтений учащихся
|
октябрь
май
ежегодно
|
Классные руководители
|
3.4
|
Мастер-классы «Здоровое питание»
|
ноябрь
апрель
ежегодно
|
Законные представители учащихся
|
3.5
|
Классные родительские собрания «Воспитание пищевой культуры детей»
|
в течение периода действия
|
Классные руководители
|
3.6
|
Взаимодействие с родителями посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате при проведении родительских собраний по вопросам питания детей.
|
В течение периода действия
|
Классные руководители
Медицинский работник УЗ
|
IV. Информационное сопровождение.
Контрольно-аналитическая деятельность
|
4.1
|
Проведение мониторинга удовлетворенности учащихся школьным питанием (анкетный опрос обучающихся и их родителей по вопросам качества предоставляемого питания, вкусовых предпочтений обучающихся и др. посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате при проведении родительских собраний
|
в течение периода действия
|
Ответственный за организацию питания
|
4.2
|
Размещение на сайте учреждения образования информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальную нормативную правовую и другую документацию, касающуюся вопросов организации питания.
|
в течение периода действия
|
Ответственные за наполняемость и содержание сайта
|
4.3
|
Педагогический совет «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся»
|
август
ежегодно
|
Директор учреждения образования
|
4.4
|
Совещание при директоре «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся»
|
Один раз в квартал
|
Директор учреждения образования
|
4.5
|
Оформление стендов «Здоровое питание»
|
Сентябрь
ежегодно
|
Заместитель директора
|
4.6
|
Выставки книг в библиотеке «Формула здорового питания», «Кухни разных народов»
|
В течение периода действия
|
Библиотекарь
|
- Управление реализацией Комплексной системы мер, контроль
Контроль за ходом исполнения Комплексной системы мер руководством учреждения образования
Текущий контроль за реализацией Комплексной системы мер:
Отчет о реализации Комплексной системы мер на совещании при директоре – 1 раз в четверть в течение всего периода реализации программы;
Итоговый контроль:
Отчет о результатах выполнения Комплексной системы мер, проблемах и перспективах дальнейшего развития – август 2024 года
Предполагаемые результаты:
повышение уровня культуры и сформированные навыки здорового питания учащихся; формирование у детей позитивного отношения к укреплению здоровья на основе освоения принципов рационального питания;
повышение уровня знаний родителей по вопросам организации здорового питания, обеспечивающего нормальный процесс роста и развития детского организма, и как результат - рост родительской активности в формировании культуры питания своих детей, осознании ими роли здорового питания в жизни своих детей.
обеспечение благоприятных условий для организации режима дня для детей;
сокращение количества отходов в школьной столовой.